«Организация работы с одарёнными детьми
в образовательных организациях»

1. Нормативно-правовые основы организации работы с одарёнными детьми

2. Методологические основы организации работы с одарёнными детьми

Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных задач современного общества. Наличие социального заказа способствует интенсивному росту работ в этой области. Однако мировая практика работы с одаренными детьми указывает на то, что при отсутствии валидных методов идентификации одаренности эта работа может привести к негативным последствиям. Вместе с тем выбор психодиагностических процедур и методов работы с одаренными детьми определяется исходной концепцией одаренности.

В связи с этим требуется серьезная просветительская работа среди учителей и работников народного образования, а также родителей для формирования у них научно адекватных и современных представлений о природе, методах выявления и путях развития одаренности.

Сложность решения этих задач определяется наличием широкого спектра подчас противоречащих друг другу подходов к указанной проблеме, в которых трудно разобраться практическим работникам и родителям. Поэтому стало актуальной разработка рабочей концепции одаренности, которая выступала бы в качестве теоретического и методического основания для практической работы.

В данных условиях Министерство образования Российской Федерации обратилось к отечественным ученым с просьбой разработать рабочую концепцию одаренности, отражающую результаты фундаментальных отечественных исследований, современные тенденции мировой науки, а также опыт (как позитивный, так и негативный) работы с одаренными детьми.

Создание соответствующей концепции явилось фактически первой попыткой такого рода в нашей стране. Один из наиболее известных подходов к определению одаренности с выделением ее видов был предложен американскими учеными в 1972 г. в специальном докладе Государственного департамента образования Конгрессу США.

Написание, обсуждение и принятие общей позиции концепции одаренности осуществлено авторским коллективом в составе: канд. психол. наук Ю. Д. Бабаева, докт. психол. наук, проф. Д. Б. Богоявленская (ответственный исполнитель), докт. психол. наук, чл.-корр. РАН, проф. А. В. Брушлинский , докт. психол. наук, проф. В. Н. Дружинин , докт. психол. наук, проф. И. И. Ильясов, И. В. Калиш, докт. психол. наук, проф. Н. С. Лейтес, докт. психол. наук, действ. член РАО, проф. А. М. Матюшкин, докт. психол. наук А. А. Мелик-Пашаев, докт. психол. наук, проф. В. И. Панов, докт. психол. наук, проф. М. А. Холодная, докт. психол. наук, действ. член РАО, проф. В. Д. Шадриков (научный редактор), канд. психол. наук Н. Б. Шумакова, канд. психол. наук В. С. Юркевич.

В разработке концепции приняли участие представители Российского психологического общества, Института психологии РАН, Психологического института РАО, факультета психологии МГУ.

Общая позиция ведущих отечественных специалистов в области психологии одаренности отражена в Федеральной целевой программе «Одаренные дети». «Концепция» дает единую теоретическую базу для решения ключевых проблем одаренности: определения одаренности, ее видов, путей идентификации и т. д.

Федеральная целевая программа «Одаренные дети». Рабочая концепция одаренности / Рецензенты: канд. пед. наук Березина В. А., доктор психол. наук Кудрявцев В. Т., доктор психол. наук, проф. Обухова Л. Ф., доктор психол. наук, действ. член РАО Поддьяков Н. Н., доктор психол. наук Тарасова К. В. _ Авторский коллектив: Богоявленская Д. Б. (ответственный редактор), Шадриков В. Д. (научный редактор), Бабаева Ю. Д., Брушлинский А. В., Дружинин В. Н., Ильясов И. И., Калиш И. В., Лейтес Н. С., Матюшкин А. М., Мелик-Пашаев А. А., Панов В. И., Ушаков В. Д., Холодная М. А., Шумакова Н. Б., Юркевич В. С. – Рабочая концепция одаренности. – 2-е изд., расш. и перераб. – М., 2003.

3. Примерный перечень локальных актов, регламентирующих деятельность образовательной организации по направлению «Работа с одарёнными детьми»

  •     Программа (подпрограмма) ОО «Совершенствование системы выявления, развития и адресной поддержки талантливых детей»
  •     Положение о школьной научно-практической конференции
  •     Положение о проведении предметных недель
  •     Положение о проведении школьных конкурсов (фестивалей)

и др.