Городское методическое объединение «Нормативно - правовое обеспечение введения ФГОС СОО»

        Федеральный государственный образовательный стандарт – это совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

         При разработке Федеральных образовательных стандартов (ФГОС НОО, ФГОС ООО и ФГОС СОО) образование рассматривалось как важнейшая социальная деятельность, системообразующий ресурс, лежащий в основе развития гражданского общества и экономики страны, обеспечивающий формирование:

  • российской идентичности как важнейшего условия укрепления российской государственности;
  • консолидации общества в условиях роста его разнообразия, на основе роста гражданской ответственности, взаимопонимания и доверия друг к другу представителей различных социальных, конфессиональных и этнических групп;
  • национального согласия в оценке основных этапов становления и развития российского общества и государства;
  • патриотизма, основанного на любви к своей Родине, отстаивании национальных интересов;
  • идеалов и ценностей гражданского общества: справедливости, свободы, благосостояния, семейных традиций;
  • конкурентоспособности личности, общества и государства;
  • ценностей личностной, общественной и государственной безопасности.

Таким образом, целью разработки Федеральных государственных образовательных стандартов явилось обеспечение

  • единства образовательного пространства Российской Федерации;
  • преемственности основных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования;
  • духовно-нравственного развития и воспитания.

В основу разработки ФГОС СОО положена целевая установка, предусматривающая переход от «догоняющей» к «опережающей» модели развития российского образования, предполагающая отказ от прямого копирования западных моделей образования.

                  Одной из особенностей Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования является профильный принцип образования.

       ФГОС СОО определены 5 профилей обучения: естественно-научный, гуманитарный, социально-экономический, технологический и универсальный. При этом учебный план должен содержать 11(12) учебных предметов и предусматривать изучение не менее одного учебного предмета из каждой предметной области, определенной стандартом.

        Общими для включения во все учебные планы являются такие учебные предметы, как "Русский язык", "Литература", "Иностранный язык", "Математика", "История" (или "Россия в мире"), "Физическая культура", "Основы безопасности жизнедеятельности", "Астрономия".

         При этом учебный план профиля обучения (кроме универсального) должен содержать не менее 3(4) учебных предметов на углубленном уровне изучения из соответствующей профилю обучения предметной области и (или) смежной с ней предметной области.

Другой особенностью ФГОС СОО можно назвать акцент на развитие индивидуального образовательного маршрута каждого школьника.        

В соответствии с требованиями ФГОС СОО образовательное учреждение предоставляет учащимся возможность формирования индивидуальных учебных планов.

         В учебном плане также должно быть обязательно предусмотрено выполнение обучающимися индивидуального (ых) проекта (ов).

       Для всех российских школ переход на ФГОС СОО обязательным станет с 1 сентября 2020 года. При подготовке к введению ФГОС СОО образовательным организациям предстоит следующее:

  • разработка ООП СОО;
  • приведение нормативной базы ОО в соответствие с требованиями ФГОС СОО;
  • приведение в соответствие с требованиями ФГОС и новыми квалификационными характеристиками должностные инструкции педагогов и иных работников;
  • определение списка учебников и учебных пособий;
  • определение модели организации внеурочной деятельности;
  • разработка плана методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС СОО;
  • повышение квалификации педагогов;
  • обеспечение кадровых, финансовых, материально-технических и иных условий реализации ООП СОО.

         С официальными документами о введении в действие ФГОС СОО, а также со всей необходимой информацией можно познакомиться на сайте Минообрнауки России (раздел «ФГОС») или пройдя по ссылке